вторник, 23 апреля 2013 г.

Цели и задачи информатизации образования


Перечислим важнейшие цели процесса информатизации образования  и рассмотрим их более подробно.
1.       Реализация социального заказа современного общества.
2.       Развитие личности обучающегося.  
3.       Интенсификация,  повышение  эффективности  и  качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования.
В условиях постоянного роста количества людей, занятых в информационной сфере, важнейшей целью информатизации образования является реализация социального заказа современного общества на подготовку молодого человека в области информатики, информационных  и  коммуникационных технологий.
Дальнейшее развитие и внедрение во все сферы жизни и деятельности человека средств информатизации и коммуникации позволяет говорить о формировании новой информационной среды, в которой  нам предстоит жить и работать в ближайшие годы. В учебном учреждении должны быть созданы такие условия для осуществления сбора, обработки, продуцирования, транслирования, архивирования информации, деятельности по представлению и извлечению знания из различ­ных информационных источников, которые будут максимально приближены к деятельности в новой со­циокультурной среде. Это позволит выпускнику школы быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира. Причем подготовка молодого человека должна быть не только достаточной для реализации им возможностей ИКТ во всех сферах жизни и деятельности в информационном обществе, но и что особенно важно носить опережающий характер.
В качестве следующей приоритетной цели информатизации образования мы выделили необходимость развития личности обучающегося, формирование его творческих способностей, социальных и коммуникативных качеств в целях подготовки к эффективной жизнедеятельности в информационном обществе.  Достижение этой цели потребует постоянного совершенствования содержания, форм, методов и средств обучения на базе средств информатизации и коммуникации; максимального учета индивидуальных особенностей обучаемого и предпочитаемых способов работы с учебным материалом. Новые формы и методы обучения должны обеспечивать развитие творческой, активной, инициативной личности; удовлетворение познавательных и духовных потребностей обучаемых; создание условий для гармоничного развития личности. Информационная деятельность ученика и информационное взаимодействие (между учеником, учителем и средством обучения) должны способствовать становлению таких личностных качеств ученика, как способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, познавательный интерес, трудолюбие, умение применять полученные знания на практике. 
Третьей целью информатизации образования (но далеко не последней по значимости) является интенсификация,  повышение  эффективности  и  качества образовательного процесса.
 Информатизация образования сопровождается массовым внедрением в педагогическую практику новых методов и средств обучения на базе микропроцессорной техники, средств передачи информации и педагогических технологий, основанных на этих средствах, что создает условия для серьезных качественных изменений в методологии и практике организации учебного процесса. Реализация уникальных возможностей ИКТ способствует совершенствованию организационных форм и методов обучения, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, обеспечивает одновременное развитие личности обучаемого и его интеллектуального потенциала, формирование у него умений осуществления самостоятельной учебной деятельности по сбору, обработке, передаче информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах.
Быстрое развитие в последние годы технологий мультимедиа, гипермедиа и коммуникаций сопровождается их «проникновением» в сферу образования. В современных школах расширяется использование средств глобальной массовой коммуникации, что способствует формированию у обучаемых  умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности, реализовать идею открытого образования. Средства телекоммуникаций делают доступными не только источники самой разнообразной информации, хранящейся в базах и банках данных библиотек и разного рода учебных учреждений и организаций, но и позволяют осуществлять совместную информационную деятельность и информационное взаимодействия с другими людьми не зависимо от их географического местоположения.
Под информационным взаимодействием реализованным на базе средств ИКТ будем понимать  деятельность, направленную на осуществление процесса передачи-приема, сбора, обработки, продуцирования, архивирования, транслирования информации, представленной в любом виде (текст, графика, анимация, аудио-, видеоинформация).
Информационное взаимодействие возможно, как между двумя или более пользователями подключенными к локальной или глобальной сети, так и между пользователями и системой (при реализации интерактивного диалога). Информационное взаимодействие образовательного назначения осуществляется между субъектами образовательного процесса, к которым относятся учитель, ученик и средство обучения, функционирующее на базе средств ИКТ. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены ниже.
Развитие средств компьютерной графики и анимации позволяет ученику осуществлять учебную экспериментально-исследовательскую деятельность, проводить самостоятельные научные исследования разнообразных явлений и процессов. Реализация в программных продуктах для образования возможностей систем искусственного интеллекта позволит усовершенствовать тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний за счет возможности само­контроля, индивидуального, дифференцированного подхода к каж­дому обучаемому.
Внедрение средств информатизации и коммуникации в систему управления учебным заведением способствует совершенствованию механизмов управления системой образования, созданию и использованию автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов.
Информатизация образования и как процесс и как область научного знания нацелена на решение  комплекса задач и проблем. Основными задачами, стоящими перед системой образования являются следующие:
1.       Разработка новых методов и организационных форм обучения.
2.       Создание учебно-методических комплексов нового поколения.
3.       Разработка и внедрение в  учебном заведении автоматизированных систем управления, наполнение баз и банков данных научно-педагогической информацией для осуществления информационного взаимодействия между работниками системы образования.
4.       Наполнение и использование распределенного информационного ресурса сети Интернет в образовательных целях.
Рассмотрим выделенные выше задачи и обозначим возможности их решения.
Реализация идей информатиза­ции образования требует разработ­ки специальных методов и организационных форм обучения, обеспечивающих переход от иллюстративно-объяснительных методов и механического усвое­ния фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новое знание, пользуясь современными способами представления и извлечения учебного материала и технологиями информацион­ного взаимодействия. Особое внимание в процессе информатизации уделяется влиянию новых средств обучения на личность обучаемого. Обучаемый в новых условиях является не просто «потребителем»  учебной информации. Он становится мыслителем, генератором, производителем новых для себя знаний. Электронные информационные ресурсы на базе средств ИКТ - это не просто «база учебно-методических материалов», а мощное средство для развития мышления, становления творческой, активной, инициативной личности.
Разработка новых моделей образования в условиях расширения спектра применения компьютеров в учебном процессе потребует серьезной работы по созданию новых учебно-методических комплексов (рисунок 1.1).
Современные учебно-методические комплексы включают в себя не только бумажные варианты учебных пособий (учебников, рабочих тетрадей и т.п.) для учеников, методических материалов для учителей (детальное описание методики проведения каждого занятия), но и разнообразные электронные учебно-методические материалы для всех участников учебного процесса. Эти электронные учебные материалы могут включать в себя информационные, моделирующие, демонстрационные и другие типы электронных средств образовательного назначения; тестирующие, диагностирующие программы для контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала, проведения психодиагностики; системы автоматизации процессов обработки учебного, исследовательского, демонстрационного лабораторного эксперимента как реального, так и "виртуального".
Автоматизация процесса обработки информационных потоков внутри учебного заведения, обработки нормативной, учебно-методической, технической и другой информации поступающей в учреждения образования упрощает ведение делопроизводства, определяет действенность принимаемых управленческих решений. Автоматизация управления учебным заведением на базе средств ИКТ позволит использовать современные системы обработки, анализа и хранения информации (текстовой, графической, визуальной, речевой); предоставить обучаемым, учителям, родителям, работникам органов управления образованием возможность удаленного доступа в учебное заведение и дистанционного общения друг с другом. Учителя могут ознакомиться с новыми приказами и распоряжениями, с идеями учителей-новаторов, узнать о новых учебниках, о семинарах и конференциях. Работники органов управления образованием – собрать исчерпывающий материал о той или иной школе, а так же получить  много другой необходимой им в работе  информации.
Современные системы управления учебным заведением имеют модули для создания сайтов, организации информационного взаимодействия образовательного назначения в локальных и глобальных сетях, модули тестирования и контроля знаний, модули создания электронных учебников, учебно-методических материалов,  ведения электронных журналов и многое другое. Одним из средств индивидуальной оценки достижений учащегося называют «портфолио достижений ученика». Электронный портфолио (е-портфолио) на базе средств ИКТ представляет собой совокупность документов, включающую результаты квалификационных работ ученика и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования, а также результаты непрерывного оценивания и прогнозирования личных достижений, в том числе и вне образовательной системы.
Информатизация образования инициировала  создание методических подходов, предполагающих активное использование в учебном процессе  распределенного информационного ресурса всемирной сети Интернет, геоинформационных технологий. Интернет-технология позволяет использовать в учебном процессе информационную среду науки и культуры (электронные библиотеки, виртуальные музеи и выставки, художественные презентации).
Следующий этап информатизации общества и образования известный профессор из Великобритании Stephen Heppell назвал эрой пост-PC. Ученый предположил, что на этом этапе возрастет роль мини компьютеров, мобильных телефонов с расширенными функциями в области обработки, воспроизведения и передачи аудио и видео информации.
  
Здесь и ниже даны определения, принятые научной школой Института информатизации образования РАО и представленные на официальном сайте института www.iiorao.ru, а также в Толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006.

1 комментарий:

  1. Borgata Hotel Casino & Spa - Mapyro
    Compare reviews, photos and ratings of Borgata Hotel Casino & Spa - MGM Grand in Atlantic City - view 익산 출장안마 photos, see 김해 출장샵 special offers, 구미 출장안마 and contact Borgata 인천광역 출장안마 Hotel Casino & Spa in 오산 출장샵

    ОтветитьУдалить