вторник, 23 апреля 2013 г.

Процесс информатизации образования и общества




В последнее время в нашей стране предпринимаются попытки изучения и активного распространения опыта учителей-новаторов, которые используют в своей практической деятельности те или иные возможности средств ИКТ. Однако попытки распространения передового опыта в других школах и вузах не имеют особого успеха и большинство разработок исчезают бесследно, заменяются другими пробами и сопровождаются другими ошибками. Еще К. Д. Ушинский писал, что заимствовать надо идею, а не факт и не явление. Педагогу-практику трудно самостоятельно обобщить факты и выделить основную идею,  поэтому он заимствует ту или иную методику, методическую разработку. В результате, развитие процесса информатизации идет в основном опытным путем, путем проб и ошибок. Научный анализ разного рода «инноваций» в области информатизации образования показывает, что в них, как правило, ничего нового для науки нет. Учитель, не зная научных основ процесса информатизации образования, заново «открывает» ту или иную закономерность, то или иное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что всякая новая технология обучения должна быть научно обоснованной, тогда как эмпирический опыт опирается обычно на личный опыт одного педагога.
Развитие информационных и коммуникационных технологий привело к появлению и развитию новых направлений в теории педагогики. Педагогика и частные методики  используют дидактические возможности современных технологий в новых принципах построения содержания дисциплин, в новых формах и методах обучения. Движение от достижений науки позволит использовать все условия, известные науке.
Социальный заказ общества этапа информатизации требует от педагога не только фундаментальных знаний, но и умений осуществления профессиональной педагогической деятельности в условиях широкого использования возможностей ИКТ. Современный учитель, преподаватель  готов к педагогическим инновациям и способен использовать инновационные подходы в учебном процессе.
Информатизация общества и образования является неизбежной закономерностью развития современной цивилизации, которая распространяется на все страны мирового сообщества.
Появление новых программных, программно-аппаратных средств, периферийного оборудования, модернизация средств информатики, средств информатизации и коммуникации, приводит к  постоянной корректировке терминологии.
Рассматривая вопросы терминологии, нельзя не отметить тот факт, что скорость появления новых определений в области теории и практики информатизации общества и образования сопоставима со скоростью происходящих изменений.
В современном понимании информатизация общества представляет собой бурно развивающийся глобальный социальный процесс.
Информатизация – процесс широкого внедрения современных высокотехнологичных систем обработки и использования информации во всех сферах жизни общества, роста информационных ресурсов и накопления интеллектуального потенциала общества в цифровом формате.
Доминирующим видом деятельности человека становится информационная деятельность, осуществляемая на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.
Информационная деятельность[1] – деятельность по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, отражению, транслированию, тиражированию, продуцированию[2] информации об объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих.
Отличительной особенностью информационной деятельности с использованием современных средств ИКТ является скоростная передача любых объемов информации, представленной в цифровом формате.
Под воздействием процесса информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности человека, интеллектуализация трудовой деятельности; развитие всех сфер общественного производства; интеграция информационных технологий с наукой и производством, и как следствие, ускорение научно-технического прогресса. Эти изменения столь масштабны и глубоки, что можно говорить о формировании принципиально новой информационной среды обитания человека, позволяющей использовать любому члену общества весь массив информации открытых информационных систем.
Новое информационное окружение человека проявляется повсеместно: в деловой сфере, в сфере быта и отдыха, в общественной и политической деятельности, в образовании. Причем информация начинает обладать первостепенной значимостью не только в науке, производстве и образовании, но в искусстве, в сфере обслуживания, в социальной сфере. Мощность и динамика роста информа­ционных ресурсов современного об­щества сегодня таковы, что для ее обработки необходимо применять современные средства информатики и информационных технологий, для передачи информации на расстояние создана всемирная глобальная информационная сеть Интернет. 
Происходящие в обществе изменения не могут не касаться и сферы образования. В профессиональной деятельности педагогов все шире используются компьютеры, интерактивные доски, базы данных и знаний, интерактивные мультимедийные электронные средства учебного назначения, автоматизированные системы тестирования и диагностики,  телекоммуникации и информационные ресурсы сети Интернет.
Реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования занимается новая отрасль педагогической науки – информатизация образования. Рассмотрим понятие «информатизация образования» как область педагогического знания и как процесс.
Информатизация образования - новая область педагогического знания. Как новая область педагогического знания информатизация образования изучает вопросы методологии, технологии и практики создания и использования средств ИКТ в системах образования всех уровней.
Особое внимание в этой  области педагогического знания уделяется вопросам разработки методических систем обучения основанных на широком использовании средств современных технологий в целях подготовки обучаемых к жизни в информационном обществе, развития его личностных качеств и интеллектуального потенциала, повышения эффективности и качества образовательного процесса. Ведется активная работа по двум направлениям: совершенствование существующих педагогических технологий, в том числе форм, методов и средств обучения с помощью средств информатизации и коммуникации,  а так же  создание  инновационных технологий на базе средств ИКТ. Если первое направление связано с повышением эффективности существующей системы в условиях информатизации образования, то активное развитие второго направления определяется появлением новых форм и методов обучения основанных на использовании современных технических и аудиовизуальных средств обучения, средств информатизации и коммуникации.
Сегодня инновации в образовании основаны на применении методов и средств информатики, возможностей ИКТ, которые позволяют эффективнее и качественнее решать учебные задачи, развивать личность ребенка, его творческие, социальные и коммуникативные способности в целях успешной адаптации к условиям жизнедеятельности в информационном обществе. Инновационные технологии обучения раздвигают рамки традиционной классно-урочной системы и основаны на использовании в учебном процессе новых средств обучения, а именно: экспертных и интеллектуальных обучающих систем, систем автоматизации управления учебным заведением и системой образования, распределенного информационно-образовательного  ресурса Интернет и т.п.
Информатизация образованияпроцесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания[3].
Процесс  информатизации образования реализуются в три этапа. Первый – массовые закупки учреждениями образования компьютерных классов и периферийного оборудования, подключение к сети Интернет. Второй этап – разработка учебно-методических комплексов нового поколения. Третий этап – трансформация традиционного образования.





[1] Здесь и ниже даны определения, принятые научной школой Института информатизации образования РАО и представленные на официальном сайте института www.iiorao.ru, а также в Толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006.
[2] Продуцирование – создание информационного продукта (документа в цифровом формате, программного продукта и т.п.).
[3] Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006,  сайт www.iiorao.ru.

Комментариев нет:

Отправить комментарий